с 09:00 до 18:00:
Телефон
8 495 246-04-43
По России бесплатно:
Телефон
8 800 333-25-40
Обратный звонок
info@centrattek.ru info@centrattek.ru
Дербеневская наб., д. 11, корп. А
Карта Ваш город: Город:  Москва
Поиск
На сайт компании
arrow-right

Специальная оценка условий труда офисных работников

Необходимость оценки условий, в которых работают сотрудники офисов, долго вызывала сомнения: производственные факторы, влияющие на их работоспособность и здоровье, расценивались как несущественные по сравнению с теми, что воздействовали на, скажем, монтажников или стропальщиков. Нормативные документы, регулирующие выполнение аттестации рабочих мест, не учитывали нюансы работы клерков или менеджеров. Но теперь порядок проведения спецоценки условий труда в России регулируется положениями федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. Его требования одинаковы для всех категорий рабочих мест. На вопрос, нужно ли проводить СОУТ для офисных работников, Минтруд отвечает ясно: нужно. Но проведение спецоценки в офисах имеет специфику, которую следует учесть.
  1. Упрощенная спецоценка
  2. Вредные условия труда офисных работников

Упрощенная спецоценка

Проведение специальной оценки офисных мест считается более простым делом: на то есть ряд причин.

  1. В офисах существует значительное количество аналогичных рабочих мест - одинаково оборудованных, на которых сотрудники одинаковых должностей выполняют одинаковые функции. Согласно трудовому законодательству, подвергать оценке их все не нужно - достаточно проверить 20% аналогичных мест, установив для них всех один класс условий труда.
  2. Многие оформленные в офисах сотрудники работают удаленно, что также облегчает задачу работодателям и инспектирующим организациям: спецоценка для удаленных рабочих мест не проводится.
  3. Согласно пункту 4 статьи 10 ФЗ-426 , если на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы, лабораторных измерений, экспертиз не проводится. На практике это означает, что практически во всех офисах не требуется проводить испытания - крайне редко офисные условия труда действительно несут риск повышенного травматизма.
  4. Если по результатам СОУТ офисных работников 2021 года в организации обнаружены только оптимальные или допустимые рабочие места, работодатель должен составить на них декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям, а потом подать ее в Государственную инспекцию труда. В соответствии с новой редакцией части 4 статьи 11 426-ФЗ ее действие будет бессрочным до тех пор, пока на этих рабочих местах сохраняются прежние условия труда. При этом если на одном из таких мест произошел несчастный случай, у работника было выявлено профессиональное заболевание, или инспекторы ГИТ обнаружили нарушение его трудовых прав, действие декларации в отношении этой позиции прекращается, и на ней нужно будет провести внеочередную спецоценку.

Тем не менее, вредные для здоровья факторы есть и в этом случае, и ошибаются те, кто считает офисную работу самой безопасной для здоровья.

Вредные условия труда офисных работников

Факторами, способными оказать воздействие на сотрудников офисов, часто считают:

  • микроклимат ;
  • освещенность рабочей поверхности;
  • электромагнитное излучение;
  • напряженность рабочего процесса.

Однако для понимания этой ситуации нужно тщательно проанализировать приложение № 2 к приказу Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н. В нем указывается, что:

  • микроклимат рабочего места анализируется только для рабочих мест, оснащенных оборудованием, которое является искусственным источником тепла. При этом в соответствии с действующим сертификационным законодательством Евразийского экономического союза вся офисная техника должна проходить оценку соответствия нормативам действующих технических регламентов - ТР ТС 004/2011 для низковольтного оборудования и ТР ТС 020/2011 об электромагнитной совместимости технических средств. Согласно статье 4 ТР ТС 004/2011 одним из требований к сертифицируемой технике становится «отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур». Это значит, что компьютеры и другая офисная техника не могут расцениваться как источники тепла;
  • освещенность рабочей поверхности оценивается только для определенных видов работ, включая выполнение прецизионных работ с объектами размером меньше 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при работах с объектами и поверхностями с направленно-рассеянным и смешанным отражением либо при выполнении подземных работ, в том числе в метро;
  • электромагнитное излучение не оценивается в случае, если речь идет о работах, выполняемых с применением компьютеров, копировальной или другой офисной техникой;
  • напряженность рабочего процесса изучается в отношении работ, которые связаны с управлением транспортом либо диспетчеризацией и управлением технологическими процессами с применением производственного оборудования.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, специальная оценка условий труда офисных работников не предполагает присутствия на их рабочих местах сколько-нибудь значимых вредных или опасных факторов.

Проблемы оценки условий труда офисных работников

Несмотря на то, что с точки зрения Минтруда работа офисных сотрудников практически полностью безвредна, многие специалисты с ним не согласны. Нервно-психологические нагрузки, высокий уровень ответственности за собственную работу и работу подчиненных (особенно значимый фактор для руководителей и менеджеров), риск повышенной нагрузки на глаза и статическое состояние опорно-двигательного аппарата, - все эти факторы ясно дают понять, что условия труда офисных работников никак нельзя назвать превосходными или хотя бы, как полагается по законодательству, оптимальными.

«Синдром менеджера», «синдром чемпионов», «болезнь яппи», «трудоголизм» - распространенные психические заболевания, которыми награждает работников офисный труд. Постоянное напряжение, игнорирование перерывов на обед, ненормированный рабочий день и нервные нагрузки, вызванные стремлением быть первыми и заработать побольше, ведут к куда более серьезным профессиональным заболеваниям: остеохондрозу, депрессии, неврозу, астенопии, в отдельных случаях - даже к алкоголизму и шизофрении.

Однако, как ни печально, решения этой проблемы на законодательном уровне пока что не существует. Соблюдение режима труда и отдыха, нормативов длительности рабочего дня, инициатива компенсировать сотрудникам затраты на занятия спортом или обустройство для своих подопечных кратких перерывов на отдых в течение всего дня - сфера ответственности исключительно работодателя, который может принять, а может и не принять на себя такую ответственность за здоровье своих сотрудников.

left   Назад
Печать

5732

Пожалуйста, оцените качество:
Рейтинг:
4,77
Проголосовало: 47
Вам может быть интересно:
Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Проводим специальную оценку для компаний любых отраслей всех организационных форм и с любым числом сотрудников
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Назад Назад
Успешно
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
На главную страницу
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Заказ обратного звонка
Оставьте заявку и менеджеры свяжутся с Вами для уточнения деталей
Введите ваше Имя:
Введите ваш номер телефона:
Обратный звонок whatsapp telegram telegram
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Получите персональную
скидку
Оставьте заявку —
мы расскажем о скидках
ok
Введите ваш телефон:
ok